Для авиационного транспорта особое значение имеет сохранение здоровья авиационного персонала, являющегося неотъемлемой частью системы обеспечения безопасности полетов. От уровня здоровья зависит устойчивость организма к профессиональным вредностям и поведение экипажа в аварийной обстановке. Доказано, что 80% аварий и катастроф на авиационном транспорте, как в России, так и в других странах, связаны с «человеческим фактором», т.е. с недостаточной надежностью авиационного персонала. Многочисленные исследования показали возрастание ошибочных действий при длительных полетах, в ночное время суток, в сложных метеоусловиях, при наличии заболеваний, при старении.
Это предъявляет особые требования к качеству профессионального психологического отбора, врачебно-летной экспертизе, особенно с увеличением возраста, а также к лечению общих неспецифических заболеваний, имеющему особенности у летного состава.
Наша клиника имеет 60 коек в специализированном отделении экспертизы и восстановительного лечения летного состава, осуществляющее углубленное обследование, мероприятия по сохранению здоровья и реабилитации авиационного персонала, а также лечение лиц летного состава с учетом профессиональной специфики.
Для решения поставленных задач ЦКБ ГА располагает высококвалифицированными кадрами и самым современным оборудованием. Сегодня больница является клинической базой 12 кафедр ведущих медицинских вузов Москвы, в том числе – единственной в России кафедры авиационной и космической медицины, которая аккредитована во Всемирной организации здравоохранения и Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
С особой тщательностью мы подходим к оценке состояния здоровья пилотов старшей возрастной группы (55 лет и старше). У них, по данным обследования в отделении экспертизы и восстановительного лечения, на 1000 ежегодно обследуемых лиц не более 10 (1%) человек выписываются с заключением «Здоров» и около 200 (20%) имеют заболевания, угрожающие безопасности полетов (ишемическую болезнь сердца, аневризму различных отделов аорты, атеросклеротические бляшки магистральных артерий головного мозга, выраженные нарушения ритма и проводимости сердца, гипертоническую болезнь). Установлено, что функциональные резервы организма, обеспечивающие в полном объеме устойчивость к повреждающим факторам профессиональной среды, сохраняются у лиц летного состава в возрасте до 30 лет – у 65-75%, в возрасте 30-39 лет – у 30-40%, возрасте 40-49 лет – у 20-30%, в возрасте 50 лет и старше – у 15-20% человек. При этом средний возраст лиц летного состава России увеличился за последние 10 лет с 39 до 45 лет, а средний возраст пилотов, освобожденных от летной работы, увеличился с 43 лет в 1996 году до 53 – в 2005 году.
Сравнительный анализ возрастной структуры пилотов в благополучный (до 1990 г.) и неблагополучный периоды по безопасности полетов показал, что в благополучный период лиц летного состава в возрасте старше 50 лет было менее 5%, в настоящее время – более 25%; в возрасте старше 55 лет – было менее 1 %, в настоящее время – более 15%, в возрасте старше 60 лет пилотов не было, в настоящее время – 3%. Число командиров воздушных судов в возрасте старше 45 лет (средний возраст отстранении от летной работы по состоянию здоровья в отрасли) сейчас составляет приблизительно 47%. А это как раз тот возраст, в котором в 4,5 раза возрастает количество заболеваний у лиц летного состава, приводящих к отстранению от летной работы. Например, в авиакомпаниях США командиров самолетов в возрасте старше 50 лет 10,5%, а в российских – 20%. Увеличение заболеваемости с увеличением стажа летной работы неслучайно. Исследования, проведенные в НИИ медицины труда РАМН, показали, что летный труд по степени напряженности отнесен к 6 категории – экстремальной – и способствует развитию заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем, а также психогенных заболеваний других органов и систем. Это подтверждено большей распространенностью этих заболеваний у лиц летного состава по сравнению с лицами наземных профессий. Например, сердечно-сосудистые заболевания встречаются в 4 раза чаще, органов пищеварения – в 5,5 раза, остеохондроз позвоночника – в 3,5 раза.
Прирост с возрастом хронической патологии у лиц летного состава в 5-7 раз выше, чем у мужского населения страны в целом. Кроме того, многолетний период наблюдения за пилотами, показал, что у них реальная смертность оказалась в 1,4 раза выше, а продолжительность жизни короче, чем у мужчин нелетных профессий. При этом необходимо учитывать, что в результате профессионального медицинского отбора исходное здоровье у них значительно лучше, чем у другого населения.
Особенно негативно эти факты выглядят на фоне средней продолжительности жизни мужчин России в 59 лет, ратификации нашей страной решения ИКАО об увеличении возраста командиров воздушных судов до 65 лет и растущей нехваткой квалифицированных летных кадров.
В соответствии с программой «Здоровье работающего населения России» на 2004 – 2015 гг.» с 2003 года ЦКБ ГА реализует переход от преимущественного выявления и мониторинга уже возникших заболеваний к приоритетному улучшению состояние здоровья авиационного персонала и увеличению профессионального долголетия. Главная наша цель сегодня – не только выявление и лечение болезней, но и восстановление функциональных резервов организма, обеспечение условий для противодействия экстремальным факторам летного и диспетчерского труда.
Для реализации этой стратегии в ЦКБ ГА разработана и внедрена программа «Долголетие», показавшая на практике свою высокую эффективность. Основу комплекса оздоровительных мероприятий составляют методики, повышающие общую неспецифическую резистентность организма авиационных специалистов к повреждающим факторам окружающей среды (в первую очередь профессиональной) и замедляющие процессы старения, позволяющие увеличить продолжительность жизни.
Специалисты
— Заведующий отделением медицинского обследования авиационного персонала
Волынец Татьяна Николаевна — врач-невролог, врач высшей категории.
Телефон: 8 (495) 490-04-19
Терапевты
Зверева Татьяна Ивановна — врач-терапевт, врач высшей категории;
Рудник Анна Андреевна, врач-терапевт;
Халяпин Андрей Васильевич — врач-терапевт;
Лоза Наталья Сергеевна — врач-терапевт.
Психолог
Демина Ольга Олеговна — врач-психолог.
Медсёстры
Лавровская Ирина Юрьевна — старшая медсестра.