История кратко
Больной поступил в терапевтическое отделение ЦКБ ГА по поводу лихорадки неясного генеза. С учетом положительного прокальцитонинового теста, высокой лихорадки, высокого СРБ (85,7), лейкоцитоза 10,7 и п/я сдвига 14, при отсутствии убедительных данных за нозологические формы инфекционных болезней, отсутствии признаков воспалительных изменений по МСКТ ОГК, ЭХО-КГ+ЧП ЭХО КГ, отсутствии данных за остеомиелит при сцинтиграфии скелета, а так же при наличии изменений, подозрительных на септические отсевы, по МСКТ ОБП, больной велся как пациент с криптогенным сепсисом, источник которого, наиболее вероятно, одонтогенный (в смысле, из ротовой полости, которая выглядела не здорвой даже для не стоматолога, а стоматолог диагностировал у него «Кариес 17 37 зубов. Вторичный кариес 36 зуба. Хронические периодонтит»).
На проводимой терапии — жалоб нет, нормотония, нормотермия, нормализовался СРБ, снизилось СОЭ, нарос гемоглобин. Выписан на амбулаторный этап.
Почему это было сложно и интересно?
На самом деле, почти все и нам пришлось изрядно попотеть.
Во-первых, он был нездоров исходно и имел хроническое заболевание — Неспецифический язвенный колит, что не способствует хорошему иммунитету, да и само заболевание может проявляться системными симптомами.
Во-вторых, у него была «Посттравматическая гематома области левого тазобедренного сустава» после операции. И нам очень хотелось найти в ней гной и источник инфекции, поэтому травматологам пришлось изрядно напрячься, чтобы убедить нас в обратном.
В-третьих, у него были изменения на клапане сердца – «Пролапс задней створки митрального клапана 1-2 степени с недостаточностью 2 степени» и мы почти не сомневались, что найдем там инфекционный эндокардит (хроническую инфекцию на клапане сердца, но нет).
Есть ли мораль этой истории?
Лечите зубы до того, как они начнут болеть и санируйте полость рта до того, как инфекция пойдет гулять по организму. Кстати, в ЦКБ ГА есть Стоматологический центр 🙂